Для ношения могли приспосабливаться:
• тыквы-горлянки
• раковины
• или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.
Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.
Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen ( 三味線 ). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.
Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский ( 檜 или 桧 hinoki).
Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.
Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни ( 桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.
Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
• тис;
• чайный куст;
• камфорное;
• железное дерево;
• камелия;
• жужуб;
• сосна;
• сандал;
• грецкий орех;
• бетелевый орех (растительная слоновая кость);
• пальмовый орех (в период Meiji ( 明治時代 , 1868–1912), его привозили из Южной Америки).
Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.



